Сокровища и история Эрмитажа
18 мая отмечается Международный день музеев. К этому дню библиотека техникума подготовила материалы, которые помогут классным руководителям провести классные часы, а любознательным студентам узнать об одном из самых крупных музеев страны — Эрмитаже.
Музей — это целый мир, отдельная частичка, в которой можно проследить эволюцию, развитие культуры городов, жизнь целых народов, научный и технический прогресс, искусство и историю. Это храм, в котором бережно собираются и сохраняются памятники материальной и духовной культуры, созданные на разных исторических этапах развития общества: бесценные коллекции живописи, предметов интерьера и быта, скульптуры, собрания монет, книг.
В 1714 году в Санкт-Петербурге был основан первый публичный музей Кунсткамера. В 1753 году в Лондоне открывает свои двери Британский музей, а в 1793 году в Париже Лувр становится Центральным музеем искусств.
В 1946 году было решено учредить специальную организацию — Совет музеев. На 11 Генеральной конференции Международного Совета музеев в 1977 году был учрежден — Международный день музеев. С 1978 года праздник ежегодно отмечается 18 мая в 150 странах мира. Тема Международного дня музеев в 2019 году — «Музеи, как центры культуры: будущее традиции».
Чтобы поддерживать интерес публики к музеям применяются различные инновации. С развитием Интернета появились виртуальные экспозиции музеев мира, которые можно посмотреть, находясь у себя дома. Во многих музеях создаются специальные проекты для детей и юношества. Проводятся музейно-театральные представления, специальные занятия с детьми и подростками.
Эрмитаж — самый крупный государственный музей Санкт-Петербурга, который располагается на Дворцовой площади, в самом центре города. На сегодняшний день комплекс включает в себя 7 исторических зданий, среди которых самое популярное, это, конечно Зимний Дворец, который стал первым в общем комплексе всех строений, образующих Эрмитаж сейчас.
1764 год. Именно этот год принято считать годом основания Эрмитажа. Строительство комплекса началось с возведения в середине XVIII века по заказу Елизаветы Зимнего дворца. Архитектор Франческо Растрелли трудился над зданием с 1754 по 1762 год. Первоначальный проект был выдержан в пышном барочном стиле, но значительную часть интерьеров в дальнейшем изменили в соответствии с требованиями классицизма.
Пришедшая к власти вскоре после окончания строительства Екатерина II не только санкционировала появление Большого и Малого Эрмитажа и Эрмитажного театра, но и заложила в 1764 году основу коллекции будущего музея. Первыми экспонатами стали фламандские и голландские полотна современных титулованной покупательнице мастеров.
Первоначально музей представлял собой флигель Дворца, где была частная коллекция картин Екатерины Второй. Все началось с Зимнего Дворца, а позже, когда картин становилось все больше и больше к нему пристроили еще одну часть, которую назвали Эрмитаж. До середины XIX века данный музей могли посещать только избранные, а с 1852 года он стал открыт для всех желающих и получил уже официальное название «Императорский Эрмитаж». Уже в 1917 г. Эрмитаж и Зимний дворец были объявлены государственными музеями.
Истории музеев во время войны не то чтобы не неизвестны, но в фокусе внимания оказывается чаще тогда, когда заходит речь о потерях в военное время. Исчезнувшие сокровища (надежда найти которые никогда не исчезает окончательно) влекут зрителей больше, чем экспонаты в музейных залах, которые, кажется, тут вечно.
22 июня 1941 года Гитлер напал на Советский Союз, и сотрудники Эрмитажа сразу же стали готовить к эвакуации музейные коллекции. Они работали круглые сутки. Им в помощь дали военных, которые помогали собирать, грузить экспонаты. Первый эшелон с эрмитажными коллекциями ушел буквально через несколько дней, в конце июня. Затем второй. А вот третий — не успел — 8 сентября 1941 года закрылось кольцо блокады.
Вывезли музейные экспонаты (примерно миллион) в Свердловск, часть из них разместили в подвалах Ипатьевского особняка, часть — в картинной галерее и костеле города. Директором филиала Эрмитажа в Свердловске был назначен Владимир Францевич Левинсон-Лессинг.
Музейные сокровища с третьего эшелона, который не успел уйти, остались в Ленинграде. Их вернули в Эрмитаж и уже хранили в подвалах и на первом этаже музея. Фарфор, например, прятали в песок, чтобы защитить от разрушения.
В подвалах были сделаны бомбоубежища. В них организовали специальные лаборатории. Сотрудникам была поставлена задача — сохранить для будущих поколений произведения искусства.
В это трудно поверить спустя столько лет, но во время блокады в Эрмитаже проводились выставки. Многие блокадники вспоминают, что именно культурная жизнь помогла избежать им смерти.
Зимы были лютые, наседал голод. При этом сотрудники музея приютили кошек. Животные ловили крыс и мышей. Благодаря этому экспонаты оставались целыми. При этом до сих пор в Эрмитаже на довольствии стоит несколько десятков котов.
Отважные ленинградцы всячески помогали сохранить богатейшие коллекции. Притом делалось это абсолютно добровольно, ведь жители очень любили Эрмитаж. Обвелли И.А. — директор музея в блокадные время — вспоминал, что многие готовы были защищать здание ценой своего здоровья.
Люди теряли сознание от голода и усталости, но помогали бережно упаковывать произведения искусства, которые планировалось вывести из эвакуации. В подвалах в годы войны постоянно жили работники музея вместе со своими семьями. В Висячих садах даже умудрились выращивать картофель. Предназначался он в основном для детей.
В блокадное время ни на минуту не прекращалась работа по сохранению музейных ценностей. Постоянно проводили инвентаризацию, для обработки картин придумывали всё новые растворы. Когда светили солнышко, то мебель выносили на улицу, чтобы она могла проветриться.
Научные сотрудники музея приезжали к раненным бойцам и читали им интересные лекции. Солдаты хотя бы на время забывали о боли, когда слушали об искусстве.
К сожалению, от бомбежек Эрмитаж очень сильно пострадал. Стёкла были полностью выбиты, фасад повредился. Ряд ценных экспонатов погиб от плесени, затоплений и сильных пожаров.
Когда блокада Ленинграда закончилась, в 1944 году в Эрмитаже вновь открыли постоянные выставки. Через полтора года правительство смогло вернуть практически все произведения искусства, которые ранее были вывезены на безопасные территории.
Только настоящее мужество сотрудников музея смогло сохранить то, чем мы можем любоваться сегодня, затаив дыхание.
О блокаде написано бесчисленное множество книг. Обычно говорят о подвиге Ленинграда, о мужестве жителей, об отчаянной борьбе.
Книга C. Варшавского и Б. Реста «Подвиг Ленинграда» повествует о том, как жил и выживал Государственный Эрмитаж во время блокады Ленинграда. В книге поднята тема героического подвига работников музея, хранивших культурное наследие и коллекции музея, не вывезенные из окруженного города. Фотографии, рисунки, воспоминания очевидцев иллюстрируют картину тех суровых дней. Это история эвакуации бесценных коллекций Эрмитажа в Свердловск и обеспечения необходимых условий хранения полотен и других предметов искусства в неприспособленных для этого местах, и блокадные будни тех, кто не эвакуировался, а остался сберегать Эрмитаж в Ленинграде.
Современный Эрмитаж — это дворец-музей. Здесь посетитель попадает в особую торжественную среду, настраивающую его на высокий лад. Большую роль в этом играет не только дворцовая роскошь его залов, но и многочисленные предметы из малахита, яшмы, лазурита, расставленные во многих залах.
В Эрмитаже интерес представляют не только экспонаты, но и интерьеры музея, созданные лучшими архитекторами России, связанные с важными событиями жизни страны. Эрмитаж сегодня — это один из наиболее динамично развивающихся музеев мира. Стремительно растет число его посетителей (более 3 млн. в год) и его популярность во всем мире. Приглашаем вас присоединиться к виртуальной экскурсии и увидеть хотя бы малую частицу этого удивительного мира — Государственный музей Эрмитаж.
Показ видеоролика «Экскурсия по Эрмитажу».
Материал подготовила зав. библиотекой Н.В. Пономарева.